Многие руководители предприятий часто сталкиваются с тем, что им приходится сокращать штатные должности. При этом приходится увольнять сотрудников и оформлять приказы об увольнении по сокращению. Осуществлять эту процедуру необходимо только согласно установленным правилам.
Когда издается?
Существует процедура увольнения работников в связи с сокращением и первым этапом является оформление приказа о создании комиссии.
Но это необязательный шаг, так как решение может принимать директор предприятия единолично. После того, как список увольняемых сотрудников будет составлен, руководитель издает соответствующий приказ о сокращении.
Важно учитывать, что документ должен быть издан за два месяца до непосредственного увольнения работников.
Если предстоит массовое сокращение, то уведомлять сотрудников об этом следует за 3 месяца. А вот приказ об увольнении конкретного сотрудника издается в день его непосредственного увольнения.
Документы-основания
Сокращение штата на предприятии не может осуществиться без приказа о сокращении штата, уведомления работника и приказа о расторжении трудового договора (об увольнении).
Все эти документы составляются согласно установленным трудовым законодательством правилам. Регистрационные номер документов должны быть занесены в соответствующий журнал регистрации.
Как составить приказ об увольнении по сокращению штата?
Приказ об увольнении по сокращению имеет унифицированную форму и должен оформляться по всем правилам.
В этом документе обязательно указывается:
- название предприятия;
- код организации;
- дата, когда работник будет уволен;
- личные данные сотрудника;
- структурное подразделение, профессия и должность работника;
- табельный номер, который был ему присвоен;
- причина, по которой сотрудник уволен (сокращение штата).
После составления приказ подписывает руководитель. Работник обязан поставить подпись о том, что был своевременно ознакомлен с документом.
Если же он отказывается это делать, то на документе ставится отметка «Подписать приказ отказался» (ст. 84 ТК РФ).
В отсутствии сотрудника на рабочем месте в день увольнения, документ отправляется ему домой заказным письмом. После того, как приказ будет подписан, с сокращенным работником осуществляют все расчеты.
Разделы и форма
Чаще всего работодатели, издавая приказ об увольнении в связи сокращением, используют стандартную форму Т-8. Она необязательна для применения, но имеет массу преимуществ.
Бланк приказа об увольнении (форма Т-8)
При желании, работодатель легко может издать приказ в свободной форме, естественно, соблюдая все правила. Что касается разделов приказа о сокращении, то в документе обязательно должна быть так называемая «шапка», а также блок приказа, в котором руководитель указывает свое решение.
Правила оформления
Существует ряд нюансов, которые следует учитывать при оформлении приказа о сокращении штата:
- в документе обязательно указывается номер приказа и дата его создания;
- в приказе следует написать, кто именно принял решение об увольнении сотрудника;
- в блоке «Приказываю» должно быть указано, какие именно должности подлежат сокращению, а также структурные подразделения и оклад сотрудников;
- в конце приказа ставятся должность, инициалы и подпись руководителя.
В приказе об увольнении обязательно должна указываться причина, по которой сотрудник вынужден уйти. На основании этого документа потом делается соответствующая запись в трудовой книжке.
Образец заполнения приказа об увольнении в 2020 году в связи с сокращением оформляется так:
Пример заполнения приказа
Образец приказа с выплатой выходного пособия:
Пример заполнения приказа с выплатой пособия
Как уведомить работника?
По закону работник должен быть поставлен в известность о сокращении за два месяца до этого (ст. 180 ТК РФ).
Непосредственный руководитель предприятия предоставляет сотруднику письменное уведомление. В обязанности попавшего под сокращение работника входит подписание этого документа.
Если сокращение предусматривает увольнение двух и более людей, то для каждого из них оформляется индивидуальное уведомление.
Когда решение о сокращении было принято комиссией, то каждого сотрудника необходимо ознакомить с протоколом заседания. Обычно создается два экземпляра уведомления, поэтому один документ остается у работодателя, а второй может забрать сотрудник.
В течение двух месяцев работодатель должен предложить работнику другую вакантную должность на предприятии.
Вакансии могут как соответствовать квалификации и опыту сотрудника, так и быть более низкооплачиваемые, чем его настоящая должность (ст. 81 ТК РФ).
Если человек обладает несколькими профессиями, работодатель может предложить ему любую соответствующую работу.
Пример уведомления:
Если работник отказывается подписывать документ
Часто бывают ситуации, когда сотрудник не согласен с увольнением и не собирается подписывать уведомление.
В этом случае работодатель может отправить документ вместе с актом об отказе сотрудника от ознакомления по его домашнему адресу. Обязательно нужно сделать опись документов.
Акт об отказе необходимо заверить подписями двух свидетелей, которые присутствовали при отказе работника.
Пример акта:
Где и сколько хранится?
Приказ об увольнении по сокращению относится к документам личного состава, которые хранятся отдельно от остальных и имеют собственную нумерацию. Помимо этого, они группируются в зависимости от сроков хранения.
Например, нельзя держать вместе документы, которые хранятся 10 лет, с документами, срок хранения которых – 15 лет.
Хранение кадровых документов осуществляется на основании Перечня типовых управленческих документов.
Приказ Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558
Что касается приказа об увольнении по сокращению, то они подшиваются в личные дела работников и хранятся 75 лет.
Эти правила едины для всех государственных и муниципальных предприятий, а также для других организаций, которые передают документы в архив на основании соглашения.