Отпуск государственного (муниципального) гражданского служащего – из чего состоит, количество дней

Как и работники любых других предприятий и организаций, муниципальные и государственные гражданские служащие  имеют законное право на отдых.

Правила и порядок предоставления положенных ежегодных, оплачиваемых дополнительных и прочих отпусков предусмотрены и регулируются российским законодательством.

Нормативная база

Согласно законодательству РФ на муниципальных гражданских и государственных служащих действует общероссийское трудовое законодательство, но с учетом некоторых особенностей.

Это проявляется в установлении им отпусков большей продолжительности, чем у обычного работника, наличии дополнительных отпусков.

Отпуск гражданского (муниципального) служащего, порядок предоставления, расчета отпускных закреплены в следующих нормативных актах:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон N 25-ФЗ от 02.03.2007, регулирующий работу муниципальных органов РФ;
  • ФЗ № 79 от 27.07.04 года, регулирующий работу государственной службы РФ.
  • Указ Президента РФ N 1532 от 19 .11. 07 г., касающийся исчисления стажа за выслугу лет на госслужбе;
  • Прочие нормативные акты, принятые на региональном уровне.

С указанными документами вы можете ознакомиться тут:

Трудовой кодекс РФ

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о муниципальной службе

Указ Президента об исчислении стажа госслужбы

Виды и состав отпусков

Отпуск государственного гражданского служащего включает:

  • основной, предоставляемый ежегодно, подлежащий оплате;
  • дополнительный, предоставляемый ежегодно, оплачиваемый за стаж на госслужбе, за работу в осложненных, опасных, прочих условиях, за ненормированный день;
  • отпуск без денежного содержания.

За выслугу лет

Отпуск за выслугу рассчитывается так: 1 день за каждый прослуженный год.

При этом общая длительность этого вида отпуска не может быть больше 15 дней для высших должностей, 10 дней для замещающих иные группы должности.

Муниципальные органы власти могут устанавливать особую длительность дополнительного отпуска, который зависит от стажа выслуги.

Распространенным вариантом является представленный в таблице ниже:

Стаж выслуги, лет Продолжительность дополнительного отпуска, к.д
от 3 до 7 2
7 до 10 7
более10 10

Отпуск, предоставляемый за ненормированный день

Длительность этого вида дополнительного отпуска зависит от сложности, исполняемых служащим обязанностей, интенсивности труда, его напряженности, прочих условий.

Минимальная длительность  отпуска должна составлять — 3 к.д.

Оплачиваемый дополнительный отпуск в связи с тяжелыми условиями

Минимальное число дней, положенных при наличии права на это вид отпуска, равно 7 календарным дням.

Максимальная — должна быть заложена в трудовом договоре в соответствии с отраслевым соглашением на основании проведенной оценки условий труда.

Дополнительный отпуск госслужащего свыше 7 календарных дней может заменяться денежной компенсацией по письменному желанию работника.

Дополнительный отпуск в связи со службой в особых климатических зонах

На гос- и муниципальных служащих действуют нормы Закона РФ N 4520-1, регулирующего государственные гарантии особам, работающим в районах Крайнего Севера и прочих приравненных к ним местностях.

Это значит, что им положены следующие надбавки к отпуску — от 6 до 24 календарных дней в зависимости от места службы.

Для некоторых категорий служащих межведомственные правовые акты могут устанавливать свои правила и нормы предоставления дополнительного отпуска. Так, для прокуроров предусмотрены надбавки от 45 до 54 дней.

С текстом Закона РФ № 4520-1 можно ознакомиться здесь:

Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1

Порядок предоставления

Отпуск должен быть предоставлен служащему ежегодно, это закреплено в ст. 122 ТК РФ.

Право на отпуск возникает по прошествии полугода с начала трудовой деятельности у работодателя.

Также законодательством предусмотрены случаи, когда ежегодный отпуск может оформляться ранее упомянутого срока.

Это относится к особам:

  • не достигшим 18 лет;
  • усыновившим младенца возрастом до 3 месяцев;
  • женщинам накануне или сразу после декретного отпуска;
  • прочих случаях, закрепленных в федеральных законах.

Как и в любой другой организации, ежегодный отпуск предоставляется на основании составленного и утвержденного руководителем и графика отпусков.

Количество дней

Государственный и муниципальный гражданский служащий должен быть предупрежден о начале отпуска не позже чем за 14 дней до его начала.

По желанию служащего отпуск может быть предоставлен частями также, если срок предупреждения о грядущем отпуске не был выдержан, то служащий может требовать его перенесения на количество дней задержки уведомления.

Согласно ст. 115 ТК РФ, работающие граждане вправе претендовать на основной ежегодный отпуск длительностью 28 дней календарных, но для таких категорий, как муниципальный и государственный служащий федеральными законами предусмотрены отпуска иной продолжительности.

Прежде всего, следует отметить, что все основные моменты, касающиеся предоставления отпусков, изложены в Законах № 25-ФЗ и N 79-ФЗ, а если эти нормативные акты не содержат каких-либо норм, то при назначении отпуска следует руководствоваться статьями ТК.

Согласно вышеупомянутых статей, рассчитывая отпуск муниципального служащего, количество дней устанавливается в зависимости от того, какую должность он занимает.

Так, особам, находящимся на высших ступенях государственной или муниципальной службы, полагается отпуск 35 к.д., а для замещающих должности других групп – 30 к.д.

Сроки выплат

Согласно ТК РФ ст.136, отпускные работающим гражданам должны выплачиваться за 3 дня до начала отпуска.

По отношению к муниципальным и государственным служащим в этом отношении действует несколько иная норма. Так, согласно ст.46 п.10 ФЗ №79 денежное отпускное содержание должно выплачиваться служащему за десять дней до начала оплачиваемого ежегодного отпуска.

Особенности расчета

Согласно Постановлению Российского Правительства № 562, размер отпускных государственных служащих определяется следующим образом: рассчитанное денежное содержание делится на среднемесячное календарное число дней — 29,3 и умножается на количество отпускных дней (календарное).

Работникам финансовых служб следует учитывать, что в расчет включается премия за выполнение работы, имеющей особую важность в размере 1/12 за каждый месяц, участвовавший в расчете.

В основу для расчета среднего заработка (дневного) берутся выплаты за предшествующие отпуску полных 12 месяцев с первого по тридцатое (тридцать первое) число.

В некоторых случаях, например, если не было отработано 12 месяцев полностью, или не было выплат в предшествующих 12 месяцах период может меняться.

Пример:

Петрова О.П. уходит в основной оплачиваемый отпуск с 06.07.14. Необходимо определить период для расчета среднего заработка, если работница с 02.04.2013 по 05.07.2014 находилась в отпуске по уходу за ребенком. 

Период для расчета отпускных выплат будет: с 02.04.2012 по 28.03.2013.

Если в то время, пока служащий находился в отпуске, произошло повышение окладов, сумма рассчитанных отпускных подлежит индексации с момента вступления такого решения в силу.

Вместе с сумой отпускных, государственным и муниципальным служащим должна быть предоставлена одноразовая выплата, размер которой зависит от того на какой службе находится лицо.

Так, федеральному государственному служащему должно быть выплачено два месячных оклада, а лицу, находящемуся на службе у субъекта РФ, размер выплаты определяется местным законом о госслужбе.

При составлении графика отпусков кадровые службы должны учитывать такой нюанс, как право некоторых категорий служащих на предоставление отпуска в наиболее подходящее для них время.

 Так, на предоставление отпуска в удобные служащему сроки могут претендовать доноры и женщины, планирующие уходить в отпуск по беременности и родам.

В этом материале изложены общепринятые позиции по предоставлению отпусков государственным и муниципальным гражданским служащим, которые в основном регулируются ФЗ РФ.

Работникам кадровых служб государственных органов следует иметь в виду, что каждый субъект РФ вправе устанавливать и устанавливает внутренние законодательные акты, которые могут корректировать в ту или иную сторону общепринятый в РФ порядок предоставления отпусков.

Также свои нюансы есть у каждой сферы госслужбы.