Утеря или порча документа может произойти как по вине работодателя, так и сотрудника. В первом случае ее восстановлением обязан заняться отдел кадров, во втором – сам специалист.
Собрать сведения о трудовой деятельности для оформления дубликата можно из нескольких источников:
- запросы по предыдущим местам работы;
- государственный архив;
- судебная система;
- обращение в Пенсионный фонд (ПФ РФ).
Последний вариант наиболее удобен в случаях, когда необходимо установление точного списка работодателей.
Разберем, как восстановить трудовую книжку через ПФ РФ, какие документы для этого потребуются и на что обратить внимание.
Когда требуется восстановление?
Оформление дубликата может потребоваться как при утере трудовой книжки, так и при ее порче.
Порча
Трудовая книжка служит не только для ведения истории профессиональной деятельности сотрудника, но и для предъявления в различные организации (при оформлении кредита, расчете пенсии).
Документ, пришедший в негодность, не примут к рассмотрению, сделанные с него копии также будут недействительными.
Трудовая книжка считается испорченной в 2-ух случаях:
- механические повреждения (наличие пятен, порванных или прожженных страниц);
- некорректное заполнение (исправления, затирки записей).
Важно: в таких ситуациях следует сохранить испорченный оригинал, так как из него переносятся сохранившиеся записи в дубликат. Останется подтвердить лишь нечитаемые данные.
Утеря
Потеря или уничтожение трудовой книжки может произойти в следующих ситуациях:
- при нахождении документа у работодателя (переезд офиса, пожар или нарушение условий хранения сотрудниками кадровой службы);
- вследствие неосторожных или умышленных действий владельца (например, если сотрудник уволился, получил документ «на руки» и потерял или по ошибке выбросил его).
Как восстановить трудовую книжку через Пенсионный Фонд?
Перед обращением в инстанцию следует заранее предусмотреть план действий и собрать как можно больше подтверждающих стаж документов.
План действий
Восстановление трудовой книжки через Пенсионный фонд включает в себя 5 этапов.
Разберем каждый из них в таблице.
Этапы | Краткое содержание |
Определение виновной стороны в порче или утере документа. | Если это работодатель, то по закону он обязан собрать все сведения и заполнить новый бланк без участия специалиста. Если ответственность лежит на сотруднике, то подтверждать свой стаж он должен самостоятельно. |
Поиск заверенной выписки или копии трудовой книжки. | Если работник имеет такой документ, то процедура восстановления облегчается в разы. |
Сбор всех возможных документов, касающихся трудовой деятельности. | В перечень входят трудовые договоры, копии различных приказов, выписки и справки. |
Обращение в Пенсионный фонд для получения данных обо всех местах работы заявителя. | Сведения о трудоустройстве граждан страны хранятся в автоматизированных базах и в центральном архиве фонда. Процедура получения данных таким способом не регламентируется в законодательстве, поэтому четких требований по срокам исполнения запроса нет.В случае наличия необходимой информации заявителю выдается справка с указанием мест работы и стажа по каждому из них.Услуга полностью бесплатна. |
Запрос по восстановлению трудовой книжки работодателю (текущему или любому из предыдущих). | Прошение можно подать 2-мя путями:лично в отделе кадров организации;с помощью заказного письма с уведомлением о вручении адресату.Предпочтительнее выбрать первый способ.Он позволяет быстрее убедиться в том, что работодатель не ликвидировался, а запрос принят на обработку. |
Вина работодателя
Если порча или потеря трудовой книжки произошла во время нахождения ее в организации, то ответственность за восстановление полностью лежит на отделе кадров.
Работодатель самостоятельно должен отправить запросы на предыдущие места работы, в архив и Пенсионный фонд и заполнить новый бланк на основании полученных сведений.
Вина работника
В таком случае согласно Трудовому кодексу РФ (статья 65) и Постановлению Правительства «О трудовых книжках» №225 от 16.04.2003 работодатель обязан способствовать восстановлению трудовой книжки сотрудника.
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225
Организация оформляет и выдает ему новый документ при получении соответствующего заявления.
Сотрудник кадровой службы вносит в трудовую книжку только подтвержденные записи. Заявитель самостоятельно должен собрать сведения о предыдущих местах работы и стаже.
Пример:
Программист Сидоров В.А после увольнения из ООО «Техно» получил трудовую книжку «на руки». В метро у специалиста вытащили из сумки документы и бумажник. Дома у Сидорова В.А. сохранились трудовые договоры и заверенные копии приказов о принятии на работу и распоряжений об увольнении. Кроме того, он получил в Пенсионном фонде выписку с данными о работодателях.
Сотрудник обратился по месту последней работы с заявлением и подтверждающими документами для оформления новой трудовой книжки. Дубликат был подготовлен и выдан сотрудниками отдела кадров.
Если есть ксерокопия книжки
Сохранившаяся трудовая книжка, заверенная работодателем или нотариусом, значительно ускорит процесс получения дубликата.
Для восстановления документа необходимо обратиться к работодателю. Собирать документы и обходить другие инстанции не потребуется.
Если копии нет
В такой ситуации потребуется составление списка всех мест работы и кропотливый сбор сведений о стаже и карьерных передвижениях.
Документы
Для восстановления трудовой книжки требуются документы, удостоверяющие факты трудовой биографии и стажа:
- трудовые договоры с каждым работодателем;
- различные справки из архива, с прежних мест работы с подписями и печатями ответственных лиц:
- заверенные копии приказов или выписок;
- ведомости о начислении зарплаты и справки о полученных доходах;
- постановления суда.
На что обратить внимание?
Восстановление трудового стажа посредством Пенсионного фонда возможно не во всех случаях.
Так, автоматизированный учет информации о трудовой деятельности граждан ведется с 2001 года. Для подтверждения более ранних сведений по занятости поможет только Центральный архив ПФ РФ.
Однако нужно приготовиться к тому, что в получении такой информации может быть отказано: процедура не закреплена на законодательном уровне.
Получение дубликата по упрощенной форме
Определить стаж для заполнения дубликата трудовой книжки через Пенсионный фонд России можно альтернативным способом.
Для этого достаточно обратиться в ближайшее отделение ПФ РФ и заказать выписку об уплате обязательных страховых взносов.
Согласно Постановлению Правительства о подтверждении рабочего стажа при начислении пенсий, представители Пенсионного фонда не вправе отказать в такой услуге.
Постановление Правительства РФ от 2 октября 2020 г. N 1015
Для получения выписки понадобятся следующие документы и их копии:
- пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС);
- трудовые договоры;
- справки о доходах;
- лицевые счета или ведомости по начислению зарплаты.
Нюансы оформления
При оформлении дубликата трудовой книжки должны быть учтены следующие моменты:
- достоверность сведений (записи должны быть подтверждены документально);
- использование официального языка государства;
- точное соблюдение хронологического порядка;
- записи вносятся без сокращений шариковой ручкой темных цветов;
- не допускается наличие ошибок, описок и исправления сведений;
- оттиски печати организаций должны быть четкими, штампы – читаемыми.
Перед восстановлением трудовой книжки следует подготовиться к длительному и нелегкому процессу.
На хождение по инстанциям, написанию запросов, поиск документов уходит много сил и нервов.
Поэтому рекомендуется при каждой смене места работы или в случае других изменений (увольнение, перевод, повышение) делать заверенную копию трудовой книжки и сохранять ее.
Наличие такого документа защитит от сложностей в случае утраты или порчи оригинала.