прием на работу ИП

Как оформить прием на работу индивидуального предпринимателя (ИП)?

Работодатели зачастую интересуются, можно ли оформить прием на основную работу или по совместительству индивидуального предпринимателя.

Какую документацию нужно оформлять, какие особенности имеет процедура приема на работу ИП и какие правовые акты регулируют этот вопрос?

Что говорит закон?

Вопросы трудоустройства регулируются Трудовым кодексом РФ. Деятельность предпринимателя не является трудовой, соответственно, регулируется Гражданским кодексом, а не Трудовым.

Индивидуальный предприниматель может заниматься наймом работников, то есть выступать в качестве работодателя. В случае же, когда сам ИП устраивается на работу в государственное или частное учреждение, его статус такой же, как и у других соискателей работы.

Таким образом, любой работодатель вправе принять ИП на работу на равных условиях с остальными работниками, на полную ставку или как совместителя, с заключением трудового договора и с ведением или оформлением трудовой книжки.

Как оформить прием на работу индивидуального предпринимателя?

Последовательность приема на работу ИП следующая:

  • будущий сотрудник предоставляет работодателю все необходимые для оформления на работу документы;
  • стороны заключают трудовой договор, в котором прописаны сведения о характере будущей работы и ее оплате и взаимные обязательства сторон;
  • копия экземпляра трудового договора вручается работнику;
  • работодатель печатает приказ о принятии сотрудника на работу;
  • работодатель делает новую запись в трудовой книжке работника с указанием даты и должности.

Какие документы понадобятся?

При трудоустройстве гражданин обязан предъявить нанимателю:

  • паспорт;
  • военный билет или иные документы воинского учета (для военнообязанных);
  •  трудовую книжку (кроме лиц, ранее не работавших по трудовой, и кроме совместителей);
  • диплом, аттестат или иной документ об образовании, в частности – подтверждающий наличие необходимой квалификации для выполнения конкретной работы (например, сертификат о прохождении обучения);
  • для граждан, состоящих на бирже труда – направление на работу;
  • ИНН;
  • заключение медико-реабилитационной комиссии о состоянии здоровья (для инвалидов);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета – СНИЛС;
  • справка об отсутствии судимости, заключение медкомиссии о профпригодности и другие документы, имеющие непосредственное отношение к работе, если необходимость их предъявления обусловлена спецификой работы и предусматривается действующим законодательством.

Прием на работу при отсутствии этих документов не осуществляется.

Требовать документы, не предусмотренные законодательными актами, работодатель не может.

Заявление о приеме на работу

Написание заявления будущим работником является обязательным в двух случаях:

  • при устройстве в государственное учреждение;
  • при устройстве в муниципальное учреждение.

В остальных случаях вопрос о необходимости составления заявления решает работодатель, так как основанием для заключения трудовых отношений будет выступать трудовой договор.

Заявление о просьбе принять его на работу на конкретную должность работник пишет в произвольной форме или по форме, установленной работодателем.

Информация, которую рекомендуется указывать в заявлении:

  • подробные данные работодателя и организации;
  • подробные данные лица, устраивающегося на работу;
  • дата начала работы;
  • условия, на которых заключается трудовой договор (например, «по совместительству»);
  • полное наименование должности руководителя учреждения;
  • полное имя работника отдела кадров.

Образец:

zayavleniya-prema.jpg

Приказ о приеме на работу

Для оформления приказа рекомендовано использовать общепринятые формы — это № Т-1 и № Т-2.

Основание для издания приказа – заключение сторонами трудового договора.

Работнику следует подтвердить своей подписью, что он ознакомился с документом.

Бланки:

Бланк приказа о приеме на работу (форма Т-1)

Форма приказа о приеме на работу Т-1а

Трудовой договор

Этот документ регламентирует права и обязанности сотрудника и работодателя. Он может быть срочным и бессрочным.

Составляется обычно в двух экземплярах.

Пример:

Бессрочный трудовой договор без испытательного срока

Трудовой договор совместителя

Запись в трудовой книжке ИП

По трудовому кодексу работодатель (юридическое лицо или ИП) должен вести записи в трудовых книжках своих сотрудников. Запись в трудовую должна быть внесена, если сотрудник отработал более 5 дней.

Если у ИП пока нет трудовой книжки, работодатель должен ее оформить, а работник — компенсировать расходы на нее (сумма может быть внесена непосредственно самим работником в кассу или удержана с зарплаты).

Если работодатель не является юридическим лицом или ИП, он не вправе делать в трудовых книжках своих работников записи.

Подтверждением работы на данного работодателя в этом случае является только заключенный трудовой договор (ст. 309 ТК РФ).

Запись в трудовую о расторжении трудового договора производится в соответствии с формулировками ТК.

Правила оформления записи в трудовой:

  • даты во всех разделах трудовой указываются арабскими цифрами в формате 01.01.2016;
  • фамилия, имя и отчество работника и работодателя указываются полностью; если работодатель сам является ИП, сокращения также не допускаются. Например, н должен быть указан как «Индивидуальный предприниматель Петров Иван Иванович»;
  • запись об образовании делается только на основании соответствующего документа (диплома, аттестата и др.);
  • сокращения слов не допускаются.

Также в трудовую обязательно вносят информацию о работе, которую выполняет сотрудник, о переводе на другую должность или увольнении.

Пример:

Запись в трудовой у ИП.jpg

Кадровые нюансы

Принять индивидуального предпринимателя на работу можно на любую должность, соответствующую его образованию и квалификации, в том числе и как совместителя.

Есть один нюанс, о котором следует знать работодателю: у ИП в трудовой книжке не может содержаться записей о работе на самого себя. По трудовому законодательству, индивидуальная предпринимательская деятельность не является работой.

Нанять самого себя на работу по трудовому договору ИП также не сможет, так как в этом случае отсутствует необходимая в трудовом договоре вторая сторона (ст. 56 ТК РФ).

Как принять на работу бывшего ИП?

Рассмотрим ситуацию, в которой некий Иванов А. В. В прошлом занимался предпринимательской деятельностью, но затем оформил закрытие ИП и хочет устроиться на работу. Он просит работодателя внести в трудовую книжку информацию о его работе в качестве ИП. Как поступить работодателю?

Вносить в трудовую книжку сотрудника сведения о его прошлой предпринимательской деятельности работодатель не должен, так как эта деятельность не являлась трудовой. Для того чтобы Иванов А. В. мог подтвердить свой стаж, гарантирующий ему начисление социальных выплат, он должен обратиться в Пенсионный фонд и ФСС России за соответствующей справкой об уплате взносов в эти фонды.

Оформление в бюджетную организацию

Такое оформление имеет ряд особенностей:

  • обязательным является написание индивидуальным предпринимателем заявления о приеме на работу;
  • для устройства на работу могут требоваться дополнительные документы, прописанные в федеральных законах или постановлениях правительства РФ;
  • при приеме на государственную или муниципальную службу работником заполняются анкета и автобиография (но здесь следует помнить, что параллельная предпринимательская деятельность госслужащих запрещена!);
  • сотрудником кадровой службы на каждого поступившего на работу заполняется личная карточка по форме Т-2.

Прием по совместительству

  • при приеме на работу совместителя работодатель не вправе требовать у него трудовую книжку;
  • работник имеет право сделать в трудовой запись о совместительстве по основному месту работы;
  • прием производится на основании заявления совместителя;
  • ИП можно принять на работу как совместителя, за исключением тех случаев, когда основная работа исключает возможность совмещения (вредные условия труда на основной работе или работа в некоторых государственных учреждениях, например, полиции);
  • в приказе о приеме на работу должно быть указано, что это работа по совместительству.

Таким образом, принимая на работу ИП по совместительству, работодатель запрашивает справку об условиях труда на основной работе, а записи в трудовой книжке не делает. В остальном процедура такая же, как и при приеме на основную работу.

Оплата труда и отчисления

Если ИП устроился на работу по трудовому договору, это не избавляет его от уплаты взносов в Пенсионный фонд. Равно как и работодатель, принявший индивидуального предпринимателя на работу, производит отчисления для данного работника так же, как и для всех прочих сотрудников.

Более того, человек, открывший ИП, не обязан сообщать об этом своему работодателю. Эти сведения находятся в государственном реестре и доступны, если сделать официальный запрос.

Итак, любой индивидуальный предприниматель – действующий или бывший – может быть принят на работу в бюджетную организацию или по трудовому договору, при этом работа будет для него основной (или по совместительству, если он устроен еще где-либо).

Работодатель при приеме на работу ИП руководствуется общепринятыми правилами составления заявления, трудового договора и других документов.

Leave a Reply