Процесс адаптации в каждой компании протекает по-своему. Некоторые руководители не уделяют данному вопросу должного внимания и предоставляют новичку самому разбираться в корпоративных нюансах.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Другие, те, что заботятся о коллективе, составляют специальные программы адаптации для вновь прибывших сотрудников.
Что это за документ и для чего нужен?
Адаптация – это методика, направленная на максимально быстрое и эффективное вовлечение сотрудника в рабочий процесс, освоение в новом коллективе и его становление как хорошего специалиста.
Процесс адаптации должен быть грамотно спланирован и по времени, и по содержанию. За каждым его этапом должно быть закреплено ответственное лицо. Достижение этих задач возможно благодаря специальной документации, которая составляется для регламентации необходимых мероприятий.
Программа адаптации (план адаптации или адаптационный лист) – документ, в котором содержатся основные направления подготовки нового сотрудника к эффективной работе в компании.
Подготовкой программы занимается линейный руководитель, он же знакомит работника с документом под роспись в первый рабочий день.
План вхождения в должность имеет следующую структуру:
- задачи на время стажировки (испытательного срока);
- адаптационные мероприятия;
- список мероприятий к исполнению;
- контроль исполнения.
Программа адаптации разрабатывается на основе Положения об адаптации персонала.
В данном документе описана кадровая политика компании, касающаяся освоения новых членов коллектива. Положение является заключительным этапом разработки адаптационной модели в компании.
Положение разрабатывается с целью стандартизации и утверждения процесса прохождения испытательного срока на всех уровнях организации.
Утвержденное Положение должно выполнять следующие задачи:
- определение основных понятий;
- определение целей адаптации;
- установка требований к организации адаптационного процесса;
- определение формы взаимодействия с новым членом коллектива;
- определение порядка отчетности и контроля;
- определение прав и обязанностей всех участников процесса.
Кто занимается разработкой?
Составлением и оформлением Положения занимается ответственный за адаптационный процесс кадровый работник при содействии рабочей группы.
В некоторых компаниях Положение об адаптации персонала в организации разрабатывает сам руководитель. В процессе составления документа также может принимать участие менеджер по подбору персонала, психолог (если таковой имеется на предприятии).
К разработке документа должны быть привлечены все руководители структурных подразделений и желательно юрист (с целью учета требований трудового законодательства).
Документ должен быть составлен так, чтобы действительно смог оказать существенную помощь при вхождении новичка в должность.

Начальник не платит зарплату. Куда обращаться? Ответ вы найдете здесь.
Составляем положение об адаптации персонала
Единого регламента касаемо разработки положения нет, однако учитывать некоторые моменты при его составлении все же нужно.
Общие требования к документу
Поскольку унифицированная форма Положения отсутствует, организации составляют его в произвольной форме, после чего документ утверждается руководителем компании.
При составлении фактически формируется адаптационная модель в компании. Именно поэтому Положение должно содержать конкретику. Обобщенные и расплывчатые формулировки побуждают сотрудника к уклонению от исполнения обязанностей.
Содержание документа полностью зависит от специфики конкретной фирмы, ее политики в отношении кадров. Так или иначе, документ должен четко описывать модель и технологии адаптации.
Самые важные пункты в документе – это мероприятия на испытательном сроке и кто за это несет ответственность.
Документ может содержать приложения и формы документации: план работы сотрудника во время стажировки, оценочный лист, адаптационный лист и проч.
Разделы
Содержание документа зависит от типа учреждения, его политики в отношении взаимодействия с кадрами. Положение должно четко описывать процедуру и модель адаптации, используемую в компании.
Такие модели и техники разрабатываются на стадии формирования адаптационной программы и в дальнейшем являются неотъемлемой частью Положения.
Документ может включать такие разделы, как «Общие положения», «Порядок проведения адаптации», «Контроль и подведение итогов процедуры введения в должность» и др.
Пример разделов представлен в таблице:
Разделы | Описание |
Общие положения | Назначение Положения, приоритетные цели (снижение «текучки», минимизация стартовых издержек и проч.) и задачи (проведение необходимых мероприятий). |
Описание адаптационной модели | Стадии, задачи на каждой из них, процедуры, сроки.В организации используются различные виды программ адаптации в зависимости от категории персонала (рабочие, выпускники ВУЗов, менеджеры среднего звена, топ менеджеры и т. д.).
Особые методики применяются при адаптации сотрудника, переходящего в ранг руководителя. |
Контроль адаптационного процесса | Мероприятия по контролю промежуточных и итоговых результатов процесса.Цель – выявление и грамотное разрешение проблем, возникающих у нового сотрудника.
Такими мероприятиями могут стать анкетирование новичка в конце адаптации, оценка достигнутых результатов, характеристика, составленная руководителем. |
Распределение ответственности при проведении адаптации | В процессе принимают участие менеджер по персоналу и линейный руководитель. Возможно участие психолога.Если проводится обучение, потребуется тренер или преподаватель учебного центра.
Общий контроль осуществляет начальник кадровой службы. |
Рекомендации по составлению
Документ должен содержать информацию о том, кто будет взаимодействовать с новичком.
Рекомендуется сделать таблицу и перечислить в ней все адаптационные мероприятия, которые будут проводиться в первую неделю, с указанием ответственных лиц.
Нужно четко обозначить зоны ответственности: за что отвечает HR-менеджер, за что – начальник.
Это необходимо для того, чтобы менеджеры и руководители не перекладывали ответственность друг на друга.
Все, что относится к профессиональным вопросам и функционированию отдела, попадает под компетенцию начальника. За социальную и коммуникативную адаптацию отвечает HR-менеджер.
Положение должно включать план работы новобранца. Форму плана лучше оформить в виде приложения к Положению. Новичка следует ознакомить с планом как можно раньше.
Положение должно предусматривать модель адаптации начинающих руководителей.
Любая организация заинтересована в том, чтобы такой сотрудник стал хорошим управленцем, для этого его должен кто-то направлять и поддерживать.
Если в компании предусмотрены тренинги для молодых руководителей, это необходимо зафиксировать. Указывается число тренингов и кто их проводит.
Важно составить формы отчетности для подведения итогов.
Для каждого специалиста, принимающего участие в подготовке новичка, составляется своя форма отчетного документа.
Для новобранца разрабатывается форма заключительного отчета, в которой он оценивает, насколько соответствует требованиям фирмы.

Положены ли декретные по серой зарплате? Узнайте тут.
Какими могут быть цели командировки генерального директора? Смотрите здесь.
Кем утверждается?
Положение подписывает начальник кадровой службы, утверждает документ первый руководитель организации.
В Положении могут содержаться визы согласования начальников отделов, принимавших участие в обсуждении документации на стадии разработки.
Сроки хранения
Кадровая документация хранится в кадровой службе или архиве компании.
Порядок хранения таких документов регулируется отдельными положениями трудового законодательства касаемо различных типов документов.
Все документы по сроку хранения делятся на следующие категории:
- документация с ограниченным периодом хранения;
- документация постоянного хранения;
- хранения до истечения надобности;
- хранения до замены новым документом;
- хранения до востребования.
Положение может быть отнесено к документам о дисциплине труда, которые хранятся три года.
Пример плана Положения:
Типовой план Положения об адаптации
Пример типового Положения:
Положение должно реально «работать», иначе присутствие документа в организации теряет всякий смысл.
Грамотно спланированная адаптационная модель позволяет добиться того, чтобы и новый сотрудник, и организация остались в выигрыше.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 703-16-92
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 309-85-28
- Регионы - 8 (800) 333-88-93
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.